17:34, 31 декабря 2019

«Подарок» от такси: в новом году цены будут только расти

Такси готовятся к росту тарифов. По традиции под Новый год муниципальные транспортники объявляют новые цены на проезд по городу. Чуть позднее к ним подтягиваются таксопарки и агрегаторы. Многие перевозчики уже подняли цены. В большинстве городов страны минувшая неделя была очень «хлебной» для таксистов. То из-за снегопадов, то из-за пиковых нагрузок на вокзалы и аэропорты пассажиры были вынуждены платить в 2 – 3 раза больше. Сколько будет стоить такси в наступающем году, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Поездка на утренник – по цене подарка. В Брянске под Новый год агрегаторы внезапно подняли цены на детские тарифы в 2 раза. И если обычно стоимость по городу у них колеблется в районе 200 рублей, то теперь – почти 500. И речь не идет о повышающих коэффициентах. Это просто новая базовая цена, от которой дальше идут надбавки, если спрос будет выше обычного. И, похоже, тарифам еще есть куда расти. В Новосибирске на днях пережили снегопад, который поднял коэффициенты в приложениях такси в 3 раза. Люди платили более 300 рублей, чтобы проехать 600 метров. Бывали случаи, когда дорога занимала всего 5 минут, но человек был согласен заплатить за поездку две сотни, потому что другого транспорта рядом не было. Винить в этом таксистов никак нельзя, говорит директор сервиса «Максим» Максим Шушарин.

ШУШАРИН: Если в отдельно взятом районе спрос, то бишь количество пассажиров, превышает предложение, то программа автоматически может увеличить стоимость, чтобы мотивировать перевозчиков доехать дальше и вывезти пассажира. В такой ситуации все довольны. В моменты, когда общественный транспорт перестает ходить, пассажиров на каждую машину – больше. Отсюда и рост цены в отдельно взятом районе.

В большинстве городов спрос на поездки выше обычного уже как минимум неделю. Жители Якутска – кто часто ездит – замечают, что стабильно каждый день платят по своим обычным маршрутам минимум на 50 рублей больше, в Москве – примерно на 100 рублей. В Астрахани уже не первый день по временным «новогодним» тарифам людей возят не только таксисты, но даже маршрутчики: лепят объявление на стекло – мол, у нас подорожание, действует до января. Похожие объявления – на остановках, в местной прессе, Интернете – распространяют и службы такси. Алгоритм везде один: 31 декабря все обычные тарифы удваивают. Верхнего лимита просто нет: сколько насчитает оператор или агрегатор – столько такси и будет стоить. Судя по прошлому году, 2000 и даже 3000 за поездку – это не предел, продолжает Максим Шушарин.

ШУШАРИН: Самая высокая цена, что у нас была в нашем сервисе… Я точно не помню, это был какой-то дикий межгород, что-то вроде маршрута Омск – Владивосток. Человек за это дело заплатил 15 000 – 17 000.

Считается, что по скачкам цен агрегаторы могут прикинуть возможное повышение тарифов на целый год вперед. Логика в том, что если в эти праздники пассажиры готовы будут платить в среднем больше, чем год назад, то это будет хорошим аргументом в пользу роста тарифов. Еще один убедительный аргумент – в том, что каждый год после боя курантов проезд по городу на общественном транспорте дорожает. Это – неизменное правило для большинства регионов. В наступающем году рост составил от 1 до 6 рублей за поездку и до пары сотен рублей за абонемент. В службах такси и у агрегаторов такого же четкого план-графика нет. Напротив, замечено, что ценовая дистанция между такси и другими видами транспорта постепенно сокращается. Но и те и другие с учетом инфляции все-таки дорожают. Председатель общественного движения «Такси-Форум» Олег Амосов говорит, что в последние годы все смешалось, и явного тренда нет.

АМОСОВ: Цены на такси не привязаны ни к цене на топливо, ни к ставке НДС, ни к каким другим посторонним факторам. То есть сейчас весь общественный транспорт везде дорожает: метро, автобусы, троллейбусы – но не такси. Даже, скорее всего, сохранится тенденция к понижению стоимости.

И все же, отвечая на вопрос "почем будут такси в 2020 году?", можно уверенно сказать, что не дешевле, чем в предыдущем. На то есть несколько причин, в том числе новый закон о регулировании такси. Он введет запрет на иностранные права, повысит требования к водителям, автомобилям и страхованию ответственности агрегаторов. Таксопарки уже объявили, что это вынудит их поднять стоимость услуг, что, на первый взгляд, противоречит мировым трендам: во всех странах поездки только дешевеют. Однако это немного лукавая статистика. Например, в Москве средний чек на такси падает на 10% ежегодно. И на те же 10% сокращается средняя длина поездки. То есть каждый отдельный пассажир платит за проезд на такси в течение года примерно одну и ту же сумму на километр, просто он получает возможность ездить чаще. При этом агрегаторы и таксопарки зарабатывают больше за счет роста аудитории, а сами таксисты – все меньше из-за острой конкуренции между водителями и агрегаторами.