Римляне не должны смешивать свою кровь с рабами… Как родился геноцид и что из происходящего сегодня напрямую идет из древности?

ШАФРАН: Здравствуйте, друзья. Это "Теория империй". Сергей Судаков.

СУДАКОВ: И Анна Шафран. Здравствуйте.

ШАФРАН: Мы продолжаем проводить параллели между Древним Римом и Соединенными Штатами Америки. Потому что, если известно, как когда-то развивались события, можно предположить, как они будут развиваться и сегодня. Геноцид – тема, которая обретает актуальность сегодня вновь и вновь. Почему? Ну, потому что мы наблюдаем все то, что за океаном разворачивается в последние не только дни-недели, но уже и месяцы. Вспоминают они свою историю. Интересно, чем дело закончится. Ну, давай тогда, Сергей, с тобой по порядку поговорим. Начнем с Древнего Рима.

СУДАКОВ: Дело в том, что вот проблема геноцида стоит достаточно давно. И если мы говорим только о том, что ООН стали говорить о геноциде только в 1946 году, то надо вернуться, наверное, в историю, чтобы посмотреть, а было ли вообще такое понятие, как геноцид, вырезали ли отдельное население, и зачем это делали. Сразу оговорюсь, что в Риме осталось достаточно мало источников о том, насколько они были кровожадные, и насколько много людей было вырезано, насколько много племен было вырезано и уничтожено. Простите вот за такое вот слово, именно "вырезать", потому что именно "вырезать" как раз пошло из Рима, потому что их физически уничтожали при помощи колющего-режущего оружия. Но если мы вернемся в римские времена, то вспоминается очень интересная фраза Августа, который говорил, что очень важно, чтобы сохранилась некая чистота нации, и эта чистота нации прежде всего состоит из того, что есть коренной генофонд Рима. Римляне не должны смешиваться с другими нациями, к ним не должна примешиваться кровь рабов, и они должны оставаться титульной нацией, только тогда они могут быть настоящим Градом на холме, только тогда они могут быть любимцами фортуны. Если происходит смешение, если арабская кровь попадает в жилы настоящих римлян, то эти римляне приведут великую империю к развалу. Любое смешение – это плохо. А когда-то много было разговоров даже о том, что, обратившись к Тиберию, попросили дать гражданство грекам. Это же было нормально – подневольному греку чтобы можно было попросить и сказать, что вот величайший грек, хороший исследователь, хороший философ, почему бы нам не сделать их настоящими римлянами? Но Тиберий говорил: даже самый гениальный грек должен оставаться греком, и он должен жить на своей территорией и ни в коем случае не подмешиваться к нам. Он не достоин той чести, чтобы быть настоящим римлянином. Конечно, Август отклонил все эти предложения, и тот грек не получил того гражданства, которое он просил. Дело в том, что очень сильно проводилось различие между настоящим римлянином и всеми остальными. Даже описано было примерно то, как должен выглядеть настоящий римлянин, описывалась форма лба, носа, насколько должны быть выпуклые или пухлые или не пухлые губы, какова должна быть кисть человеческая, чтобы можно было сказать: римлянин или нет, или есть примесь рабов. Мне почему-то это очень сильно напоминает то, что потом будет в Третьем Рейхе, то есть очень жесткий национализм римский, о котором почему-то не принято говорить. Всегда говорили так, что Рим захватывает разные земли, у них огромное количество союзников, и практически все эти союзники существуют на равном положении. Никогда! Никогда человек, который жил на разных частях Средиземноморья, не мог быть настоящим римлянином. Италиком – да, но не римлянином. Потому что очень было распределено, что если ты италик – ты останешься италиком, если ты хочешь быть римлянином – будь римлянином. Неважно, в какой страте ты находишься, неважно, какой у тебя имущественный ценз, но изначально ты должен понимать, что ты являешься "настоящим белым человеком"...

Слушайте в аудиофайле!