Царствование Алексея Михайловича: раскол и реформы
Причины и последствия событий в период царствования Алексея Михайловича. Что, собственно, произошло? Исторический фон. Зачем вообще были нужны реформы?
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов и Гия Саралидзе. Это наш проект "Цивилизация". Я всех приветствую.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Как мы и договорились в нашей прошлой программе, сегодня мы будем говорить о расколе, ну собственно рассматриваем царствование Алексея Михайловича Тишайшего. И один из, на мой взгляд, ну очень серьезных таких процессов, которые произошли в его царствование, это, конечно, реформа Никона и вот все, что последовало за этим. Мы обещали нашим слушателям разобрать вот все то, что происходил в это время, и причины, и следствие, и то, как это происходило. Ну, раскол относится традиционно к 1650-1660 годам, но на самом деле и сам процесс, и, конечно, его последствия растянулись, ну многие считают, что вплоть до событий 1917 года. Но давайте начнем все-таки с того, что собственно произошло и в чем причина. Марат, наверное, с тебя начнем. Вот, так сказать, исторический фон и то, что привело к реформам патриарха Никона.
САФАРОВ: Ну здесь нужно отметить, что в 17-м веке выдвигается такая идея, причем она идет с разных сторон, нельзя отметить, что ее инициатором является только царь Алексей Михайлович или только новопоставленный патриарх Никон. Это, в общем, такая витающая в воздухе идея необходимости приведения в соответствие вот в этом новом уже 17-м, новом романовском веке священных текстов с некими оригиналами. И вот здесь возникает самый главный такой идеологический и, к сожалению, трагический впоследствии вопрос: а что является оригиналом? Вроде мы преодолеваем смуту, мы находимся фактически в новом государстве, преемственном старому, но в то же время ощущаем некое несоответствие, некую какую-то вот сложность в восприятии образцов. И за образцы воспринимается, конечно, греческие, поскольку греческие, византийские (а Византии уже давно нет в то же время) считаются как корневыми. И вот здесь возникает проблема того, что значительная часть общества корневым, каким-то идеальным, образцовым греческое не воспринимает. Надо сказать, что, конечно, на раскол очень серьезное влияние оказывают внутриполитические вот эти распри московские, даже я бы сказал кремлевские, поскольку изначально кружок ревнителей благочестия – это, в общем-то, единый такой организм. А впоследствии, если вот мы сейчас будем разбирать, они, участники этого кружка, окажутся страшными просто (ну страшными с позиции 17-го века, потому что они проклинают друг друга) врагами. И поэтому здесь очень серьезное влияние имеет именно и политический процесс. И, конечно, огромное значение имеют амбиции. Это амбиции царя. Тишайший-то он Тишайший, но он сильно отличается от своего отца тем, что он просвещенный царь, и это надо иметь в виду. …
САРАЛИДЗЕ: Дима, к тебе бы я хотел обратиться как к человеку, в нашей программе отвечающего за историко-философскую тему, все-таки вот с точки зрения идеологии, вот эта принципиальная история, которая приводит к церковному расколу, или это все-таки то, о чем Марат говорил, это такое в принципе личное увлечение и личный подход собственно царя Алексея Михайловича?
КУЛИКОВ: Ну, если прямо ответить на твой вопрос, то я ответил бы по первому варианту: принципиальная, принципиальная. Потому что Марат-то правильно описывает, как это разыгралось, но надо задать вопрос, почему это разыгралось. И это более существенный вопрос, более важный вопрос. Я хочу напомнить и нам, и радиослушателям нашим, что базовая идеологическая концепция того времени русского государства – это концепция "Москва – Третий Рим", ей там 150 лет к этому времени примерно, она появилась сразу после смерти учредителя первого настоящего подлинного русского государства Ивана Третьего, появилась эта концепция. И вот практически 150 лет она жила и функционировала в качестве базовой фундаментальной идеологии. Но все время возникал вопрос: а что это значит, как это понимать?..
Слушайте в аудиофайле!
Популярное
"Логика революционеров – цель оправдывает средства"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Вот это "счастливое будущее" вы нам втюхиваете под сурдинку тех, кто поддерживает этих людей из-за рубежа? Где молодой и наглый хам будет издеваться над теми, кого считает слабее? Я считаю, такому "счастливому будущему" надо всеми имеющимися средствами поставить заслон".
"Познер много на себя берёт"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Познер много на себя берёт. Будучи, в общем-то, никем – какой-то там интервьюер непонятно чего, человек, который несколько раз за свою жизнь поменял убеждения, пытается высказываться на темы, в которых он ничего не понимает. Познер говорит, что он атеист. Атеисту рассуждать о религиях бессмысленно".
"Почему мы должны смотреть на мир глазами американцев?"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Главная проблема современности – не то, что Россия "не такая" или Китай "не такой", а в том, что американцы хотят, чтобы весь мир непременно смотрел на всё их глазами. Чтобы все по всему миру смотрели на мир одинаково, причем желательно так, чтобы это было выгодно американцам".