13 октября 2011, 12:36

Ленинградскому вокзалу вернут историческое название

поделиться:

Власти Москвы планируют рассмотреть вопрос о переименовании станции метро "Войковская" и Ленинградского вокзала. Об этом сообщила заместитель мэра по социальной политике Людмила Швецова в интервью газете "Известия". Напомню, что "Войковская" была названа именем революционера Петра Войкова, который участвовал в организации казни царской семьи. И вот сейчас станции и вокзалу хотят возвратить исторические названия. В частности, Ленинградский хотят переименовать в Николаевский, а у станции метро "Войковская" никогда и не было иного названия. О переименовании исторических объектов радио "Вести ФМ" рассказал краевед и координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

"Вести ФМ": Рустам, зачем вообще заниматься переименованием? Такой важный объект, как вокзал: это повлечет массу неудобств для простых граждан. Для чего? Ради какой исторической справедливости это следует делать, учитывая, что "Войковская", например, никакого другого названия не имела?

Рахматуллин: Переименование – это слишком общее слово. В одном случае мы говорим о возвращении названия, это что-то подобное реставрации движимого или недвижимого памятника. Географические и исторические названия не являются особым видом наследия согласно какому-нибудь закону, поэтому они оцениваются отдельно. Но такую аналогию провести можно.

Что касается "Войковской", то речь идет об имени убийцы, и это просто этический вопрос. Другого названия у этой станции не было, но его легко придумать: рядом находится район Коптево и улица "Космонавта Волкова", довольно остроумное было предложение. Мне кажется, здесь большой проблемы нет, надо было делать это 20 лет назад.

Что касается вокзала, то он исторически назывался Николаевским. Ленинграда сейчас, как известно, тоже нет, правда, есть Ленинградская область, есть навсегда Ленинградская блокада, но есть и основатель первой железной дороги император Николай I. Кроме того, за этим именем стоит имя святого Николая, покровителя путешествующих. Первый вокзал назывался Николаевским совсем не случайно, на мой взгляд.

Другое дело, что в действительности происходит сейчас на Николаевском, он же Ленинградский, вокзале. Потому что за такими декларациями, предполагающими возрождение исторической памяти, обнаруживаются гораздо менее приятные вещи. Например, круговое депо Николаевского вокзала, то есть часть древнейшей вокзальной инфраструктуры, созданной самим архитектором Тоном, автором Храма Христа Спасителя и царского Кремлевского дворца. Это депо может быть снесено в любой момент.

"Архнадзор" уже неоднократно обращал внимание на то, что РЖД продолжает готовить снос памятника истории культуры, каковым является круговое депо. Оттуда уже выселены арендаторы, оно отключено от коммуникаций, оно оформлено вновь в собственность "Российских железных дорог" и охраняется особым образом, не так, как прежде.

Полностью слушайте в аудиоверсии.