31 октября 2015, 12:31

Если бы самолет сел в песках Египта, то пассажиры бы уже дали о себе знать

поделиться:

Самолет Airbus компании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с экранов радаров в районе Ларнаки. Об этом сообщил источник в Росавиации. По предварительным данным, крушение произошло в центральной части Синайского полуострова Египта, сейчас ведутся поиски места падения лайнера. Однако поступает противоречивая информация. С подробностями для радио "Вести ФМ" - председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

"Вести ФМ": Какой предварительный вывод мы можем сделать, исходя из информации, которая сейчас есть? Вот бывает такое, что самолет пропадает с экранов, но при этом продолжает полет, как утверждают некоторые источники?  

Смирнов: Давайте мы немножко выждем, потому что очень мало данных по этому происшествию. И мало того, они такие противоречивые, абсолютно на 180 градусов противоречат друг другу.

"Вести ФМ": Нет, Олег Михайлович, давайте мы просто разберем, что называется, что может быть. Это чисто теоретически сейчас идет разговор действительно. Вот в ситуации, когда пропала связь, может ли быть так, что действительно, были сообщения - там проблемы с радиостанцией, правильно?

Смирнов: Да-да, технические проблемы, да.

"Вести ФМ": Может быть, это действительно технические, с радиосвязью. И при этом это как-то повлияет на то, что самолет продолжает свой полет? Это очень существенно - эти проблемы со связью?  

Смирнов: Конечно, это очень существенно. Но совпадение, когда теряется радиосвязь и одновременно исчезает метка с экрана радиолокатора, это уже вызывает иные чувства в такой ситуации.

"Вести ФМ": Олег Михайлович, какие бывают ситуации? Отметка исчезла с экрана радара - что может это означать? Вообще вот палитра, что называется, вариантов.  

Смирнов: Исчезновение отметки с экрана - это вещь допустимая. Потому что радиолокаторы, которые отслеживают рейсовые полеты гражданских воздушных судов на высотах 9, 10, 11, 12 километров, они настроены на большие высоты. И если этот самолет снизится до высоты, предположим, 2-3 тысячи метров, он исчезнет из экрана радиолокатора, потому что это не нужно данному сегменту на таких высотах просматривать еще какие-то там цели. Но есть абсолютно неукоснительное правило для всей мировой авиации: если ты меняешь высоту, то обязан об этом запросить ту воздушную зону, в которой находишься, у диспетчера разрешение - прошу изменить высоту с такой-то на такую-то. И обязательно. Самостоятельно имеет право командир корабля изменять высоту только в одном случае - если у него произошла разгерметизация кабины или пожар в воздухе, и надо камнем к земле. Вот в этом случае он имеет право, отвернувшись от генерального курса, снижаться до безопасной высоты в три и меньше тысячи метров. Но в данном случае никаких команд не было со стороны командира корабля, никакой информации.

"Вести ФМ": Олег Михайлович, а не могло  действительно совпасть просто несколько трагических случайностей? Проблемы с радиосвязью, например, и он бы, может быть, и хотел бы запросить смену эшелона, но он просто физически, технически не может это сделать. Тем более тут есть сообщение интернет-портала Flight Radar 24, который сообщает о том, что самолет резко снизился на полтора километра. А мы слышали, что последняя там 9 тысяч, по-моему, была высота. Он снизился резко на полтора километра, а потом исчез с радаров. Вот от 9 тысяч полтора километра - это получается 7,5 тысяч метров. Вот эти радары, которые на большие высоты, они 7,5 тысяч метров видят?

Смирнов: Видят. Семь видят, да. То есть это он уже снизился не до семи, а ниже, ниже. Но обязательно он должен был выйти на связь. И может быть такое совпадение, что отказ радиосвязи, потому что радиосвязь - это электрическая, электронная часть. А электрические приборы и электронные тоже отказывают. И может быть такое теоретическое совпадение. Но это совпадение очень странно выглядит, потому что самолет нормальный, А-321 это доказал в нашем небе, давно эксплуатируется, что он безопасен, хороший самолет. Экипажи "Когалымавиа" подготовлены хорошо, это авиакомпания, которая имеет не один самолет, не один экипаж, они подготовленные люди, знают, что делать. И даже в любой ситуации какой-то нештатной, мягко выражаясь, ситуации. И все это наталкивает на мысль, что или это был какой-то тотальный отказ, который обесточил самолет, который не дал возможности радиосвязью пользоваться. Или, предположим, это была разгерметизация по каким-то причинам кабины, что заставило командира корабля резко снижаться до высот, где жизненное пространство, чтобы пассажиры могли дышать, и так далее, и так далее. То есть причин много таких. Но если он и сел бы где-то на песок, что он может сделать, этот самолет может сесть без шасси в пустыне где-то, то имейте в виду, что там 224 человека, это ну минимум 200 мобильных телефонов в карманах. И уже к этому времени обязательно хоть один сигнал бы, но поступил.